13

Особенности восприятия информации детьми


Информацию дети воспринимают по-разному. Но именно от этого зависит эффективность их обучения. Для более эффективного восприятия информации ребенком можно выбрать подходящие обучающие методы.

Особенности восприятия информации детьми


Особенности восприятия – в формировании образов объекта или явления. У восприятия есть свои нюансы:
  • синтез – создание законченного образа;
  • структурирование – восприятие целостной структуры (например, при прослушивании музыки слухом воспринимаются не конкретные ноты, а вся мелодия);
  • неизменность – константные характеристики;
  • наглядность – взаимосвязь знаний в объективной реальности;
  • осознание – восприятие находящегося перед человеком объекта;
  • апперцепция – прояснение предметов, восприятие их четкости.

Особенности восприятия информации в том, что это всегда целенаправленно и непроизвольно. От этого зависит эффективность обучающего процесса.


Типы восприятия информации у детей


Способы особенностей восприятия у детей проявляются рано. Предусмотрено несколько типов информационного восприятия у детей.

Аудиалы


Дети-аудиалы в процессе восприятия и переработки информации обращают внимание на интонацию, тембр голоса, на манеру воспроизведения звуков. Посещая спектакли MVShow, они без проблем узнают полюбившихся актеров по голосу. У них солидный словарный запас. Им нравится в процессе переработки информации кого-то слушать, читать самостоятельно, задавать окружающим вопросы, сочинять в моменты восприятия и переработки информации свои истории и даже создавать художественные произведения. Детям-аудиалам нравится слушать аудиозаписи.

Визуалы


В данном случае процесс восприятия подразумевает зрительное действие. Детей-визуалов интересует в основном процесс изучения картинок и изображений. Они с малолетства любят созерцать предметы, изучать книжные иллюстрации, наблюдать за людьми. Просматривать иллюстрации им интереснее, чем слушать чтение взрослых. Им очень нравится принимать участие в настольных играх, заниматься разгадыванием головоломок, лепить, рисовать. В основном процесс восприятия у детей-визуалов примечателен тем, что они легко улавливают малейшие изменения во внешности человека, имеют хорошую память на лица. Эти дети обожают театральные постановки, с радостью посещают театр «Мастерская волшебства».


Кинестетики


Таким детям, в зависимости от особенностей обстановки, нравится узнавать о предметах и движениях на уровне ощущений. Они рано начинают ползать, ходить, все время хотят что-то потрогать. Игры им нравятся активные, в которых можно и побегать, и попрыгать. Но у них бывают проблемы с вниманием, концентрацией (в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации). Они часто что-то держат в руках, стремятся коснуться собеседника, любят обниматься, целоваться. Таким детям наш современный театр «Мастерская волшебства» может предложить интерактивные шоу. В отношении одежды такие школьники капризны. В зависимости от особенностей восприятия, она им может казаться то колючей, то жесткой. Эти чада обладают хорошей двигательной памятью. Для восприятия и усвоения информации кинестетикам лучше ее записывать.

Однако дети с ярко обозначенным типом восприятия информации встречаются редко. Обычно у большинства детей процесс восприятия и усвоения смешанный. Но все равно доминирует какой-то один способ.

Родителям важно с раннего детства учитывать предрасположенность своего ребенка к конкретному типу восприятия. Это нужно для правильного выстраивания обучающего процесса. Согласно приведенной информации, людей условно разделяют на типы (что упрощает обучение для ребенка).

Есть предположение, что все дети по восприятию определенной информации кинестетики. Отчасти так оно и есть (из-за их подвижности, эмоциональности). Но различия между детьми и некоторые особенности при ближайшем рассмотрении все-таки будут очевидны (независимо от конкретного типа).


Почему детям сложно воспринимать информацию и как им помочь


Могут быть и постоянные, и переменные причины.

К постоянным относят:
  • дислексию и дисграфию;
  • психическую отсталость;
  • СДВГ;
  • узкий кругозор ребенка;
  • рассредоточенное внимание.

Переменные:
  • рассеянность;
  • информационный невроз, полученный от людей;
  • бессонница и нерегулярное питание;
  • незаинтересованность в обучении;
  • порывистость;
  • неторопливость;
  • егозливость;
  • невнимательное чтение, без запоминания нужной информации.


Взрослые могут помочь ребенку в развитии его восприятия информации.

Развивающаяся среда


Ребенку нежного возраста нужно предоставить возможность для изучения предметов разных фактур, форм, цветов. При этом его жизнь нужно тоже разнообразить в виде получения всевозможных знаний, сделать ее разносторонней.

Творческая деятельность


Надо дать крохе возможность изучать мир с разных сторон, создавать свою микровселенную. Важно с ним обязательно разговаривать, отвечать на разные «почему», объяснять простыми словами все, что интересно малышу.

Совместный досуг


Любому крохе важно осознавать принадлежность к своей семье. Поэтому нужно чаще быть с ним вместе, гулять, заниматься развивающими играми. Особенно это важно для дошкольников и школьников.

Игры


Мир открывается детям через игру и игровые концепции. Важно заинтересовать кроху максимальным количеством различных занятий. Так малыш существенно расширит собственный кругозор. Крохе нужно вдоволь наиграться в детстве, тогда ему будет гораздо легче взрослеть.

Также родители могут обратиться к дефектологу – специалисту по высшим психическим функциям. Это поможет нивелировать негативные последствия и найти индивидуальный подход к ребенку, улучшит возможности его информационного восприятия.

Восприятие окружающего мира малышом – важный навык, данный природой. Родители способны помочь крохе осознать, постичь многие необходимые вещи и навыки, облегчить своему чаду ощущение, восприятие и осознание каждого жизненного момента.