13

Чем интересен современный театр?


В настоящее время театр переживает собственный ренессанс. С началом эпохи кино и видеоигр у многих сложилось впечатление, что театральное искусство уходит на второй план, однако вместо того, чтобы стать анахронизм, оно совершило рывок в современность!

Удивитесь ли вы, узнав, что одно из ныне востребованных направлений возникло в начале двадцатого века в СССР? Речь идет о документальном театре. Его драматургия выстроена на реальных событиях. Исторический срез, острые реалии настоящего, яркие, повлиявшие на нынешнее мироустройство отрезки прошлого - все воплощается на его сцене!


Иммерсивный театр! Наверняка вы слышали о нем, буквально создающем эффект присутствия. Зрители больше не являются молчаливыми наблюдателями, сидящими в бархатных креслах зала, они становятся полноценными участниками происходящего. Такой уровень вовлечения вызывает самые острые эмоции. Взаимодействие с артистами, доступ к реквизиту, перемещение по площади спектакля - все это про иммерсивный театр и про возможность вдруг оказаться в совершенно иной эпохе в неожиданных обстоятельствах в драматическом вихре режиссерского переживания. Особенно такие спектакли нравятся детям, ведь они могут поучаствовать в волшебстве, происходящем на представлении.

Константин Станиславский, известный даже далеким от театральной жизни умам по одной фразе, воплощающей суть переживания театрального творца, и Айседора Дункан - великая американская танцовщица, известная в постсоветском пространстве ярким романом с Сергеем Есениным, первопроходцы пластического театра. Такой театр тесно сочетает в себе драматургию и хореографию. Современные постановки такого типа используют пантомиму, акробатику, боевые искусства и цирковые номера, отходя все дальше от строгих канонов.


Моноспектакль - древнейшее театральное искусство, переосмысленное в двадцатом веке. Такие постановки построены на акцентном внимании зрителей. Режиссер, композитор, драматург - все театральные работники вкладывают свой труд в создание спектакля, представленного одним единственным актером. Мощь моноспектакля завораживает.
Театр художника - создание живых картин. Слова здесь не являются обязательной атрибутикой, главное - создание необходимо образа. Декорации становятся самостоятельной частью спектакля, размах совместных постановок простирается от создания на сцене живописи до футуристичных индустриальных площадок, являющихся местом действия.

И в нынешнем бесконечном спектре возможных методов выражения, среди пресыщенности, рожденной эпохой потребления, режиссеры прибегают к различным средствам, в том числе к исторически не новому способу - осовременивание классики. Отбрасывая в сторону строгость и потерявшие актуальность условности, театр стремится быть услышанным, донести мысль, возникшую века назад до ныне живущего человека, демонстрируя простую мысль - меняются времена, страны, устои, но не люди.


И поэтому зритель все еще стремится увидеть, стремится почувствовать, чистые, лишенные фальши переживания, облаченные в современный костюм, однако вечно сохраняющие образ мысли.

Смелые эксперименты - это кредо живого театра, это вновь открывающиеся двери, это бесконечный восход. Обилие технических возможностей и полный отказ от них, любой вариант возможен, любой зритель найдет своего драматурга.

Единственная вечная константа, фундамент, не сковывающий, но вдохновляющий режиссеров и артистов театров всех эпох - зритель должен поверить! Современный театр виртуозно использует возможности для следования этому постулату, и остаётся только один вопрос - а вы верите?