Не очень-то просто дать характеристику особенностям творческого мышления (креативности). Но все же можно привести подходящее определение. Творческое мышление – одна из разновидностей мыслительной деятельности, характерная формированием чего-то индивидуально нового, продукта с уникальными параметрами. Эти новшества касаются мотивационной, целевой, оценочной, смысловой сфер. Основной нюанс креативного мышления – получение инновационного результата, созданного человеком. При этом необходимо брать во внимание, что креативность лучше понимать, как мыслительный способ, конкретное мероприятие, способствующего созданию инновации.
Как развить творческое мышление у детей
Креативность – склонность к созданию нового, непривычного, самобытного, очень гибкий навык. Дети, чье креативное мышление достаточно развито, отличаются подвижным умом, гибкостью, находчивым поведением в непредусмотренных ситуациях (при отсутствии сценариев).
Креативность уже присуща малышам в возрасте 3-5 лет, они еще не успели проникнуться правилами поведения в обществе, способны удивить родителей своими поступками и словами. Но дошкольники могут привыкнуть и к стандартному мышлению, существовать в предложенных условиях, придерживаться конкретного плана, а при отклонении от него – впадать в заблуждения. Для развития творческого мышления необходимо обучать их уметь пользоваться своим умом, учитывая при этом многие варианты, быть изобретательными. При наличии креативного мышления у детей они уверены в себе, способны принимать нетривиальные решения.
Природа привлекательна для малышей разнообразием звуков, ароматов, тайн и загадок, она учит заставляет смотреть, слушать, думать. Она «включает душу», полезна для развития творческого мышления дошкольников через эмоциональное с нею взаимодействие. Природа помогает детям гармонично контактировать с миром. Практически с рождения малыш сталкивается с сенсорными процессами, влияющими на развитие творческого начала. Происходит естественная идентификация окружающей среды, мир познается детьми и через теоретические познания, и посредством художественного, образного восприятия.
При контакте с природой мысли приходят в порядок совершенствуются внимание и память, способность созерцать и сосредотачиваться, формируется детская нравственность (воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде).
При прогулках на развитие творческого мышления должны быть:
двигательная активность детей дошкольного возраста (игры, прыжки, бег и т.п.);
созерцание красоты природы, восприятие ее звуков;
наблюдение за природными явлениями, поведением разных животных, за растениями.
подкорм пернатых, сгребание листвы и т.п.
Чтобы развитие креативного мышления стало более эффективным, можно фотографировать с дошкольниками природу, а потом любоваться на красоту и качество снимков.
С помощью чтения книг
Многие дети сейчас увлечены гаджетами, виртуальным миром. Интерес к литературе, к поэтическому слову зачастую отходит на задний план. Дети все меньше становятся восприимчивыми к чтению и восприятию сюжета на слух. Однако дошкольный возраст – именно тот период, когда развитие креативного мышления через восприятие художественной литературы у детей дошкольного возраста должно стать одним из главных увлечений.
Литературные детские предпочтения формируется на встречах с писателями, поэтами (или после прочтения произведений, поэтических творений), после бесед о творчестве поэтов. Знакомство с литературно-поэтическим миром книг может подтолкнуть юных читателей к проявлению творческих способностей.
С дошколятами можно сочинять стихи (буриме), увлеченно играть в слова, понятия, составлять смысловые цепочки. Малыши не без удовольствия просят прочитать конкретные произведения. Многие из детей дошкольного возраста даже сочиняют веселые, добрые сказки.
Тем самым чтение книг и литературные игры формируют творческое мышление у детей.
Походы в театр
Проявление творческого мышления у детей отмечается не только после прочтения книжек, но и после посещения театральных постановок.
Одним из стимулов для развития индивидуальности, появления зачатков креативного мышления у детей, дивергентного мышления становится посещение спектаклей, поставленных по сказкам, которые дошкольники читали. Это способствует теплому общению ребят и актерской труппы «Мастерская волшебства», особенно в удивительно свободной атмосфере интерактивных постановок, при непременном одобрении детского любопытства и инициативности, желании выразить личное мнение, стремлении укрепить дружеские отношения между юными театралами.
Театр предназначен и для того, чтобы развивать творческое начало у детей, своеобразие мышления, т. е. способность к порождению инновационных непривычных идей через творческие способности, образной памяти, самостоятельности мышления, умению находить свое собственное решение и стремлению делать собственные обдуманные выводы, способность к экспромту у детей.
Посредством чудесной театральной вселенной дошкольники избавляются от стереотипности собственного мышления, преодолевают различные комплексы. Театральная жизнь помогает пробуждению в них творческого начала, стимулируя развитие креативных способностей (актерских, музыкальных, танцевальных, поэтических, живописных и т.д.).
Заключение
Предусмотрена масса методик организовать все так, чтобы в итоге детского креативного процесса получилось нечто инновационное. Чтобы развивать детскую креативность, на помощь взрослым приходят прогулки с дошкольниками, чтение книг, посещение театрализованных постановок. Дети подстраиваются под определенные логические схемы, что выявляет особенности их креативных способностей.