13

Как помочь ребенку сформировать правильное поведение



Бывает ли у вас, как у родителя, ощущение, что ребенку нравится над вами издеваться? Истерики в магазине из-за конфет, разбрасывание игрушек по всему дому, плохие оценки и поведение в школе, снова запачканная одежда, вновь утерянная шапка, нежелание отложить смартфон и заняться чем-нибудь полезным, отказ от помощи родителю в бытовых делах, выбор странной одежды, зеленые волосы и прочее плохое поведение. Вам хочется помочь ребенку, сформировать у него правильную культуру поведения, а ответа вам, в зависимости от возраста, летит или ложка каши, или возмущения: «Закрой дверь в мою комнату!».

Родительство - это действительно сложно, и это первое, в чем стоит себе признаться. Кроме того, что дети требуют большого эмоционального и временного ресурса, родителям часто бывает по-настоящему страшно: «А что если мы не справляемся?».

Однако зачастую проблема лежит в иной плоскости, нежели может показаться на первый взгляд, и то, что кажется вам плохим поведением, является лишь отсутствием у малыша достаточных навыков для выражения некоторых своих желаний и потребностей, ведь в первую очередь он еще только учится методам взаимодействия с окружающим миром и самостоятельно далеко не всегда может определить, что чувствует.


Что такое негативное внимание, и причем тут плохое поведение? 


Ответ достаточно прост - негативное внимание лучше, чем полное отсутствие внимания. Конечно, ни одному человеку, в том числе маленькому, не нравится, когда на него кричат. Однако наша психика, и особенно в детстве, устроена таким образом, что требует обязательного внимания от близких, и если необходимое внимание не оказывается безусловно, значит, следует получить его иным способом. 

Зачастую родители воспринимают достижения детей как нечто само собой разумеющееся. Складывает игрушки - все правильно, ведь сам их разбросал, быстро выучил стишок - тоже верно, ведь, что сложного, получает хорошие оценки - так и должно быть! Однако справедливо ли это?

Естественно, скажете вы, необходимость научить ребенка правильному поведению обусловлена желанием родителя помочь и дать ребенку одну из важных установок - «ты можешь лучше», однако зачастую требовательный подход может достаточно быстро дать обратный эффект, а вместе с тем привести к:
  • повышению уровня стресса внутри семьи;
  • детскому бунту против родителей;
  • возникновению у ребенка тревожности и страха не оправдать ожидания родителей;
  • появлению у малыша чувства неполноценности и «синдрома отличника»;
  •  уверенности в любви родителей исключительно за достижения, а не за то, что ребенок просто есть;
  • обману из-за страха разочарования родителей и наказаний.


Ошибки воспитания


Применение наказаний, и особенно физических, влечет за собой только негативные последствия, и, пускай не сразу, но коснутся и они родителей. Жестокость порождает жестокость, и этот принцип сохраняется на протяжении существования человека. При применении наказаний вы рискуете не только лишиться доверия и тепла собственного чада, но и достаточно быстро получить в семье озлобленного человека, обвиняющего вас в своих страданиях. Зачастую дети, подвергаемые наказаниям, в социуме становятся либо жертвами травли, либо провокаторами и хулиганами. Подобный метод воспитания не имеет никаких позитивных последствий, кроме краткосрочного обслуживания гнева родителя. Особенно травматичными для детского восприятия становятся ситуации, в которых родители агрессией реагируют на физиологические потребности и недомогания ребенка - температура, перелом, жажда и необходимость посещения уборной, и психологические - испуг, грусть и прочие.

Пожалуй, самое несправедливое в ситуации излишней требовательности родителей по отношению к детям это необоснованные, часто глубоко спрятанные внутри, причины:
  • реализация себя через детей - я не делал/не смог, ты сделаешь;
  • тревожность и страхи: если я не буду давить, он не справится;
  • масштабность: все дни недели забиты секциями, кружками и школами, все необходимо успеть;
  • перфекционизм, перенесенный на ребенка, - только хорошие оценки, только достижение, никаких ошибок и провалов;
  • стереотипы воспитания: так надо, без собственного осознания и возможности объяснить себе и малышу, кому это надо и почему;
  • и самое удачно мимикрирующее под норму: избегание родителем своей собственной жизни, весьма удобный и якобы благородный способ для ухода от взрослых проблем.


Что можно предпринять


Однако не торопитесь обвинять себя, идеальных людей не бывает, и ошибки - это часть любого пути, в том числе и родительского. Нужна ли ребенку дисциплина и что же можно предпринять, если вы узнаете себя и свою семью в вышеприведенных примерах? Как все-таки быть более счастливым и менее нервным родителем и помочь ребенку на извилистом пути взросления?

Примите тот факт, что ребенок - это маленький человек, и это, пожалуй, самое главное, и он имеет право быть несогласным с вами. Для формирования собственных убеждений детям необходимо не соглашаться, задавать вопросы и учиться слушать аргументы других. 

Тренируйте свое терпение, дети обладают повышенной эмоциональностью и психологически совсем не такие устойчивые как взрослые. Дети намного более склонны к манипуляциям, особенно если видят их в семье и замечают по отношению к себе. Старайтесь не пользоваться подобными методами и терпеливо указывать малышу правильный путь.

Помните, что у детей есть собственные чувства и переживания. Не превращайтесь в 
судей, интересующихся только детскими достижениям. 


Старайтесь замечать возникновение стрессовых ситуаций и спрашивайте себя: 
  •  Это мое желание или ребенка?
  •  Что случится, если он это не сделает?
  •  Почему я хочу, чтобы он это сделал?

Представьте себе наихудшие последствия детского отказа или неудачи, проанализируйте свои чувства - действительно ли это так страшно/вредно/ужасно для вашего ребенка и для вас? 

Спросите себя, не делаете ли вы из ребенка сверхчеловека? Позволяет ли созданный вами для него темп жизни насладиться детством и полноценно отдыхать? 

Старайтесь формировать в семье одинаковые требования к ребенку, таким образом построение правил и границ будет намного более понятным для малыша.

Создайте четкую систему обоснованных запретов. Аргументируйте правила разъяснением вредных последствий для детей и окружающих.

Помните, что детская психика отличается от взрослой, и старайтесь не перегружать детей большим количеством обязанностей.

Избегайте сравнения своего малыша с другими. Наверняка, вам знакомо большое число шуток из интернета про «сына маминой подруги». Большинство нынешних взрослых сталкивались в детстве с постоянным сравнением, не повторяйте эту ошибку.

Приобщайте детей к решению семейных вопросов. Конечно, не стоит перекладывать на малыша решение о ремонте в квартире, но выбор йогурта на завтрак или цвета его кровати вполне разумно предложить и маленькому члену семьи. 

И самое главное, старайтесь дать ребенку уверенность, что его любят всегда и любых обстоятельствах, не игнорируйте из-за промахов, старайтесь демонстрировать и проговаривать свою любовь всегда, а не только в моменты достижений, и пусть неудачи случаются, близкие всегда рядом, чтобы оказать поддержку!