13

Как оторвать ребенка от гаджетов


В чем опасность гаджетов для развития детей


Многие истории о сильном воздействии технологий на психику ребенка связаны с умной колонкой «Алисой». Дети научились обходить режим родительского контроля, разговаривая с гаджетом тихим голосом, напоминающим голос взрослого. Известна история о девочке, верящей в реальность «Алисы», называющей ее своей подругой и придумывающей способы «освободить» ее. Рассказывают о ребенке, называющем свою маму Алексой и требующим сыграть ему песню с YouTube.

Для детей постоянное залипание в гаджетах чревато упущением возрастных и очень важных задач:
  • познание свойств окружающего мира;
  • манипулирование объектами;
  • исследование способностей и возможностей собственного тела;
  • развитие моторики (крупной и мелкой), напрямую связанной с развитием речи.

Гаджеты просто замедляют умственное развитие, оторвать ребенка от устройства в течение 5-8 часов бывает нереально, это приводит к социальной дезадаптации. Вместо полноценного общения со сверстниками ребенок проводит время со своим электронным другом.

После регулярного потребления огромных потоков разнообразной информации (например, в TikTok) у детей формируется калейдоскопическое мышление и восприятие. После такого «винегрета» детям сложно вдумчиво и внимательно учиться, концентрироваться на чем-то конкретном. Надо уметь отвлекать ребенка от гаджетов.


Риск аддикции и нарушения зрения


Психологи и психиатры сталкиваются с нарушением поведения у детей от гаджетов, отсутствием у них навыков общения. Девайсы влияют и на развитие высших психических функций, и на физиологию малыша. При взрослении сначала развивается трехмерное зрение, и лишь к 6-7 годам глаз готов к восприятию изображения на плоскости. При просмотре ребенком заманчивых изображений (игр, мультиков) с устройства с плоским экраном раньше обозначенного возраста нарушается естественный процесс развития зрительного аппарата, и зрение ухудшается. В такой ситуации необходимо оторвать ребенка от гаджетов.

Снижение фантазии и повышение тревоги


Преобладает визуальное восприятие. Современным детям практически неизвестны сказки, короткие рассказики, непонятен смысл чтения книг вслух – все, что будоражит и развивает воображение. Ведь выдается готовая картинка, к которой и добавить-то нечего. Места для воображения здесь нет. В будущем это может отучить ребенка творчески мыслить, сократит число художников, людей креативных профессий.

Родителям стоит озадачиться и отвлечь ребенка тогда, когда малыш использует девайсы, соцсети для самоуспокоения, потому что сам со своими эмоциями справиться не может (чем-то это похоже на употребление алкоголя и стимулирующих или запрещенных веществ). Родителям следует обратить внимание, если ребенок приходит расстроенный и вбегает в игру, когда начинает паниковать, если устройство отнимают или прячут.

Родители сами неосознанно проецируют безвыходные ситуации в будущем. Например, давая обещание показать ребенку мультик с планшета, если он поест. Впоследствии ребенок отказывается от приема пищи без просмотра мультфильма, и в будущем может заболеть расстройством пищевого поведения. Не стоит забывать, что гаджет – это предмет неодушевленный, в который ребенок вкладывает свои чувства и потребности, что сводит к минимуму способности к нормальному человеческому общению. Надо вовремя оторвать детей от напрасного расходования собственного потенциала.


Что делать?


Вот несколько рекомендаций, которые помогут оторвать детей от гаджетов:
  • через программу «родительский контроль» и пароль можно настроить ограничения доступа к устройству (возрастные, постоянные, временные); важно сделать это так, чтобы ребенок не смог «взломать» настройки и не придумал способ обхода;
  • дети не должны пользоваться смартфоном во время перерывов в учебе – глазам и мозгу нужен отдых;
  • еще один способ убрать ребенка от гаджета – научить его пользоваться режимом чтения – это уменьшает нагрузку на глаза;
  • не надо пользоваться смартфоном перед сном; излучаемый устройством синий свет (с длиной волны около 450-480 нм) со временем вызывает тревожные чувства и депрессию, хроническую бессонницу, невроз, биполярное расстройство; надо оторвать ребенка от гаджета.

Наладить отношения


Родителям важно укрепить отношения с ребенком, чтобы ему не хотелось с головой уходить в виртуальный мир. Что делать, если возникла зависимость от устройства? Надо быть рядом, откликаться, когда сын или дочь захотят пообщаться.

Ведь следующего раза может и не быть, и не получится отвадить ребенка от телефона. Кроме того, не надо формировать у чада чувство, что определенную информацию рассказывать родителям опасно. Контроль не поможет. Для того, чтобы ребенок начал доверять родителям, он должен быть уверен в своей защищенности и возможности посоветоваться с мамой или папой, попросить о помощи. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда личность еще полностью не сформирована и подросток ведет себя тревожно.

Но технологии не перестают развиваться. Неизвестно, куда они приведут наших детей. Родители могут многое сделать: если ребенок хочет самостоятельности, то надо не удерживать, а направлять. Если же у папы или мамы появляется ощущение, что увлечение девайсами плохо влияет на развитие ребенка, он замыкается в себе, становится агрессивным или отказывается общаться, проявляет зависимость от гаджетов, лучше обратиться к психологу. Специалист поможет отвлечь ребенка от гаджетов, сумеет снять стресс и у подростка, и у родителей. Работая над собой, родители смогут внести ценный вклад в свои отношения с детьми и отход от гаджетов без скандала. Потому что, меняясь сами, люди начинают видеть мир по-другому. И этот мир не должен отделять нас от наших детей.


Найти альтернативу гаджету


Взять и отобрать устройство у зависимого нежелательно, это приведет только к протесту и агрессии. Необходимо отвлечь ребёнка от гаджетов, объяснив, что помимо них есть еще и интересная жизнь, образование, успешное будущее.

Хорошо, когда день чада расписан полезными занятиями. Если ребенок не может сразу прекратить пользоваться устройствами, стоит, не отрывая ребенка от компьютера, показать ему варианты полезного досуга в интернете – это могут быть образовательные программы и видеоролики, обучающие курсы по интересам, полезные лекции и стримы.

Подавать пример


Не стоит покупать дошкольнику гаджет для развлечения или успокоения. У него поэтому вместо полноценного общения сформируется суррогат. Плачущего малыша лучше обнять и позволить ему высказать свои эмоции. Это лучше, чем занимать его внимание девайсом. С ним он действительно успокоится и отвлечется от неприятного чувства, но не научится с ним жить. Дошкольники очень податливы на родительское влияние, они копируют мам и пап, хотят быть на них похожими. Надо использовать такое преимущество и постараться самим не пользоваться гаджетами, и ограничить время контакта ребенка с телефоном/компьютером.


Развивайтесь вместе


Общайтесь с чадами, проводите с ними время, играйте, ходите вместе в театр «Мастерская волшебства», в кафе, на прогулку. Помните: вы – самая важная поддержка в жизни вашего ребенка. Может, с вами что-то не так? Тогда наводим мосты, сами сначала посещаем психолога, а потом – отводим к нему на прием ребенка.

Настольные игры – отличный способ провести время вместе (вместо гаджетов). Монополия, Скрэббл, Пиктурари (угадывание слов по рисункам) помогут детям оторвать внимание от устройств, развить воображение, математические и языковые навыки, улучшить отношения в семье.

Введите семейные традиции


Введите семейные ритуалы и традиции. Это – способ увести чадо от девайсов, преодолеть зависимость, привить любовь к ручному труду, расширить словарный запас, повысить самодисциплину. Укрепить семейные узы помогут:
  • различные творческие наборы (для лепки, гравировки, мыловарения и др.);
  • игра на музыкальных инструментах;
  • чтение книг в бумажной варианте, в том числе вслух перед сном (вместе с родителями).

Запрет родителей детям на пользование устройствами при конкретных обстоятельствах (например, во время обеда или после 5 вечера) поможет оздоровить домашнюю атмосферу.

Организуйте совместные походы и развлечения


Втяните ребенка в интересный мир реальности. Покажите ему вместо телефона все самое интересное. Выбирайте альтернативные виды деятельности: клубы, пешие прогулки, спектакли MVShow, пеший туризм, совместные спортивные занятия, поездки. Ведь раньше никто не выходил из дома с телефоном. А теперь даже на рыбалку берут его с собой.