Из театральной деятельности ребенок может получить жизненно важную поддержку, источник общения, средство самовыражения.
Чем так хороша театротерапия
Это метод, который действительно помогает в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра («детьми дождя») привести в порядок их подавленное сознание и зафиксировать правильные реакции на травмирующие ситуации. Терапия для детей предполагает их участие в театральной постановке в качестве зрителей или актеров. Малыши с ограниченными возможностями ходят на спектакли в сопровождении специалистов по коррекции или со своими родителями. Участвуют дети всех возрастов.
При просмотре мини-спектакля, театральной импровизации у юных зрителей наблюдается разнообразие реакций – от вовлеченности и восторга до изумления и скуки. То есть весь диапазон впечатлений на всех постановочных этапах. В действии с участием особенных детей внимание обращается не столько на этюд, сколько на последующую беседу актера со зрителями. В репликах детей звучат их потребности, порой совершенно элементарные вопросы о себе, например: «А как будет звучать мое имя по-французски?». Это невероятно трогательно! В таких словах звучит стремление ребенка к коммуникации со взрослым, к вовлеченности, к желанию быть замеченным. При реабилитации детей взрослые должны замечать у них такой дефицит и голод. Некоторые специалисты и родители замечают, что в сочетании с театральной терапией хороший эффект дает песочная терапия. В дополнение к творческому процессу и замечательной работе воображения, игры с песком позволяют «детям дождя» создавать мосты от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира – к внешнему, от духовного – к физическому.
Некоторые дети на выступлениях MVShow протягивают руки, задают вопросы, обращаются к артистам. Поход на спектакль для детей и подростков – это настоящее приключение: возможность узнать что-то новое, для девочек – познакомиться с мальчиками, позаботиться о своей внешности. Сам по себе такой «поход» ценен и познавателен.
Формы театротерапии
Театротерапия – одна из наиболее эффективных технологий, способствующих развитию у детей дошкольного возраста творческого потенциала, социальной активации, приобретению навыков общения, апробации социальных ролей посредством драматизации и импровизации. Театрализованная деятельность в качестве терапии имеет 2 формы:
пассивная (участвовать в роли зрителя);
активная (быть актером).
Для «детей дождя» участие в больших этюдах – огромное достижение.
Какие проблемы помогает решить театротерапия
Она помогает справиться со следующими проблемами:
приобретением навыков не стесняться во время выступления на сцене;
возможностью принимать участие в коллективных занятиях;
приобретением навыков работать с объектами;
потребностью в вербальном контакте; базовыми навыками по поддержанию общения и приспосабливаемостью в незнакомой среде.
Театральная деятельность в качестве терапии для детей – это сложный процесс, являющийся не целью, а лишь способом работы с детьми для осуществления коррекционных задач. Основной эффект театральной коррекции детей с аутизмом – терапевтический и образовательный. Создайте счастливый сценарий. В этом помогут терапевтические лечебные театральные цели, которые отличаются:
универсальностью: театральная терапия, подразумевающая счастливый сценарий вашей жизни с малышом, применима к широкому спектру целевой аудитории, заболеваний и расстройств;
отсутствием специфичности: цели зачастую устанавливаются в общих чертах; сценарий вашей жизни зачастую не нацелен на решение определенной сложности;
многосторонностью: театральная терапия формирует разные личностные компоненты; разновидности функций терапии представлены очень широко, они влияют на счастливый сценарий жизни ребенка, когнитивные, аффективные и психомоторные аспекты человеческой личности;
интегративной особенностью: целевые группы театральной терапии часто остро ощущают изолированность от социума, и им очень трудно найти способы общения с ним; с помощью театральной терапии формируется счастливый сценарий вашей жизни с «ребенком дождя», ребенок приобретает навыки общения со многими людьми (в качестве актера или зрителя).
Детей с расстройствами аутистического спектра от обычных отличает нарушение коммуникации с внешним миром. А социальная среда очень требовательна к соблюдению разных правил. Между малышом и окружающей средой создается напряжение, заставляющее его избегать общения. Когда у ребенка появляется возможность нарушить «социальный сценарий», специалист предоставит ему инфоурок, другое что-то для получения возможности изменить свое привычное поведение.
Родители, создайте счастливый вариант развития событий для своего ребенка. В театральной игре, во время социальной реабилитации он сможет осознать собственное «я». Театральная терапия – воспроизведение ранее пережитых на бессознательном уровне ситуаций в вашей жизни и жизни ваших детей. Это терапия, тщательно доведенная до детского сознания специалистом. Театротерапия в арт-пространстве способствует иному взгляду актера на ситуацию.
Театрализованная игра подходит для лечения особенных детей, предполагает методы в работе, способствующие развитию у «детей дождя» социальных навыков и приобретению ими через театр «Мастерская волшебства» способности к общению.